Меня взялись переводить на английский. Одного из читателей так засосало в сюжет, что она предложила перевести работу для англоязычного фандома. Я ни за что не взялась бы это переводить. Хотя, возможно, подтяни я язык до нормального уровня... %) Мы долго манались с терминологией (и все еще продолжаем это делать, потому что... ну... кибертронская анатомия ), с единицами времени, с должностями персонажей... ...here we are. Humanistic paradigm Первую главу дропнули вчера, дальше примерно по главе в неделю (там, правда, с парой глав явно так не выйдет, но ладно), пока план такой. Офигеть. Такого со мной еще не случалось.
...He'll fix what's broken, he'll fight the pain, And in his care, we'll rise again.
Пока нахожусь в каком-то странном "межсезонье" между проектами (и выношу себе мозг общением с художником по поводу арта к "Пустому" ; себе, художник цел) расскажу еще одну историю про музыкальную психотерапию.
Как большинство моих движух, эта тоже началась с шутки. Есть на ютубе канал Automatic Singer; он, по сути, занят тем же - генерит по авторским текстам песни для разных персонажей. У него даже описание канала звучит как: "What if our favorite characters were singers and musicians?". Канал работает по запросу сообщества. То есть зрители закидывают идеи на персонажей, а Сингер составляет текст и генерит песни через все тот же Suno. Ко мне его подкинуло, естессна, через металлических мужиков, хотя на канале много всякого: Warhammer, Mass Effect, Darksiders, Dead Space и много чего еще. Поскольку в Трансформерах персонажей просто дофигища, то и количество контента по ним у Сингера превалирует. Он перебрал уже много персонажей, но я была бы не я, если б не присоединилась в комментариях к просьбам написать песню про дока. Нас там целая группа таких настойчивых, и периодически запросы превращаются в шутки. А в один прекрасный момент народ начал накидывать названия для соответствующей песни...
"We've got a pulse"... Ох, Праймас, это была шутка за пределами допустимого, потому что, по сути, это перефразировка "You've got the touch" из заглавной песни G1.))
Ну, как говорится... хочешь, чтобы все получилось, сделай это сам! Текст написался стремительно, разве что, в отличие от Сингера, он не от первого лица. Сингер всегда пишет песни именно от персонажа. У меня получилось, что поют коллективные автоботы. Это забавно, и я почему-то не могу развидеть выражение фэйсплейта Рэтчета, получи он такой перфоманс в своем медбэе.)) Генерация тоже залетела как-то быстро и удачно. Там есть мотивы старого рока и легкая стилизация на "The touch".
текст под катом In the heat of battle, where sparks fade away, There's a warrior of healing, who'll never stray. With hands of steel and a heart so true, Ratchet's there to guide us through.
We've got a pulse, we've got the drive, In the darkest hour, we will survive. When all seems lost, and hope is thin, Ratchet's there to start again.
Through the years of war, and the toll it takes, He mends the broken, every time they break. With every spark he saves, his own grows dim, Yet he stands unyielding, for them, not him.
We've got a pulse, we've got the drive, In the darkest hour, we will survive. When all seems lost, and hope is thin, Ratchet's there to start again.
In the silence of his lab, when the war subsides, He finds the strength, where his spirit hides. Through every trial, and every test, Healer knows he'll give his best.
Now the battle's raging, but we stand tall, With Ratchet's light, we can face it all. He'll fix what's broken, he'll fight the pain, And in his care, we'll rise again.
We've got a pulse, we've got the drive, In the darkest hour, we will survive. When all seems lost, and hope is thin, Ratchet's there to start again.
So here's to the healer, with the steady hand, In the heart of war, he'll make his stand. We've got a pulse, and we'll make it through, With Ratchet's spark, our fight renews.
Как бы это глупо ни звучало, но я действительно слушаю свои генерации. Не потому, что я в восторге от собственной гениальности, а по той простой причине, что генерации, в основном, либо про любимых персонажей (Gateway Project, Hydra, The Symphony Of Element), либо прямой эмоциональный слив (Empty, And heal the wounds across this land).
В общем, слушала я "We've got a pulse", и где-то на второй день ко мне пришел настолько дикий инсайт, что аж страшно стало. Топаю с работы, позади очередная тяжелая смена, на которой я еще и успела изрядно продвинуть текст "Парадигмы" (хз как, успеваю вот; в тот момент, кажется, уже эпилог писала), солнышко светит, жара еще не накрыла город, а в наушниках ритмично отстукивает: "...He'll fix what's broken, he'll fight the pain, And in his care, we'll rise again. We've got a pulse, we've got the drive, In the darkest hour, we will survive. When all seems lost, and hope is thin, Ratchet's there to start again..."
Я аж остановилась, взяла кофейку и присела на солнышке подумать. И, в общем, после непродолжительных раздумий поняла, что из песни-про-персонажа получился все-таки эмоциональный слив. Не знаю, что это было - удачное совпадение, провидение или что еще, но возвращение в фандом год назад мне дало дикий творческий импульс (за который во многом следует благодарить автора заявки, но все же), а также какой-то невероятный буст к эмоциональной устойчивости. До сих пор не очень понимаю, как это у меня работает. Рэтчета сложно называть по-настоящему эмоционально устойчивым персонажем, особенно TFP версию. Но что-то в его реагировании подхватило меня, а второй автоботский бро подбросил мне концепцию большей осознанности, и... В общем, новости из реальности продолжают рвать на части. С людьми по-прежнему полно конфликтов и сложностей. Мой круг общения после начала войны срезался на добрых 80%. Я трачу невероятное количество энергии на то, чтобы просто держать себя в руках. На то, чтобы не терять присущую мне (пардон за каламбур) гуманистическую парадигму. Появление дока и Ко в контексте этого всего исправило многое. Возвращение к активной (и, блин, объемной) писанине вернуло уверенность в навыке обращения с сюжетом, персонажами и текстом. Внезапно - привлекло совершенно неожиданное для меня количество активных читателей, немного фантомно расширило круг контактов. Хотя это все временные эффекты, но на фоне всего этого дела я ощущаю себя намного лучше. Нет, конечно, полного умиротворения в текущих обстоятельствах не достичь. Но у меня сформировался какой-то очень осторожный баланс между ангстом, юмором, катарсисом и творческим подъемом.
Док просто снова появился в моей жизни и починил то, что самостоятельно починить не удавалось. Даже гаечным ключом в меня не кинул.
"...You begged Primus to spare you from such hardest decisions, But you've carried it’s weight, with unwavering precision".
Видит Праймас, я вовсе не собиралась делать это именно в день медика, но... Просто так сошлись звезды.
Вращаясь в тематике TF-фандома, я, конечно, не только пишу, но и читаю, что пишут другие. Надо же откуда-то подхватывать кибертронский сленг?) Неделю назад я наткнулась в англоязычной части фандома на фанфикшен, который мне натурально вынес мозг. Тут стоит заметить, что в англоязычной части фандома Рэтчета намного больше, чем в русскоязычной. Не знаю, почему так, но факт: и работ больше, и анализ глубже, и в целом отношение считывается отчетливей. Хотя, как по мне, его невероятный баланс ярости, самоотдачи, силы, трагедии, резкости и нежности способен подкупить буквально любого. Возможно, просто русскоязычных авторов, кто реально в это углублялся бы именно с позиции анализа персонажа, меньше, чем англоязычных. Словом... Неделю назад я наткнулась на работу, которую в итоге переваривала до сегодняшнего дня. Не скажу, что гештальт закрыт окончательно, но полегчало.)
Про переводВпечатлившись текстом до пылающей выхлопной трубы ( ), я написала автору с просьбой дать разрешение на перевод. Удивительно, но он ответил буквально через пару часов и разрешение предоставил. Что ж, пожалуй, это были два самых напряженных дня в переводе; до этого пальму первенства по накалу эмоций держали заметки Той-Кто-Ждет. Перевод лежит здесь. Впрочем, рекомендовать читать его не могу. Это очень нишевая работа даже для трансформерского фандома. Персонажей было бы неплохо знать хотя бы в первом приближении для понимания, почему это происходит так или иначе. Например, реакция близнецов Санстрикера и Сайдсвайпа на происходящее абсолютно непонятна, если не знать, что в G1 они были одновременно лютой болью в бампере Рэтчета и его главнейшей заботой; да, там есть вайбы отцовского отношения. Плюс, как можно видеть, количество стремных меток и жанров превосходит разумные пределы. Словом, не читайте это просто из вежливости, оно вам не надо.
Про оригинал (спойлеры)Что ж, это был мини в жанре космического хоррора. Не то чтобы в трансформерском фандоме острая нехватка трагических и страшных сюжетов (harold), но это было... просто за гранью, честно говоря. Основан он на занятной хэдканонной концепции, состоящей в следующем: голодающие кибертронцы на пустом баке могут какое-то время существовать, постепенно выключая собственные системы. Наниты в организме постепенно пытаются вытягивать энергию из всех возможных источников и, в конечном итоге, разрушают протоформу. Это адаптация того, как голодание действует на человека, да. Однако тут есть нюанс - наличие у кибертронцев Искры, отделенной от процессора, вносит в эту концепцию изрядно крипоты. Потому что, лишенный процессорных мощностей, но живо движимый Искрой, корпус продолжает попытки решить проблему нехватки энергии. В итоге мы получаем нечто вроде кибертронских зомби. В изложенном хэдканоне такие бедолаги называются Пустыми.
Итак, если коротко о рассказе. Небольшая команда из восьми автоботов делится на две и уходит от десептиконов на двух небольших кораблях, договорившись держать курс к Земле. Десептиконы догоняют обоих и вваливают люлей, но автоботы все-таки вырываются и уходят. При этом они теряют связь между собой, а один из кораблей получает серьезные повреждения. Первый корабль (Оптимус, Персептор, Би и Балкхэд) возобновляет маршрут и летит к Земле. Второй корабль (Рэтчет, Джаз, Санстрикер и Сайдсвайп) оценивает повреждения; энергона осталась лишь половина, связь неисправна, и хотя посудина на ходу, им явно не хватит припасов на весь путь. Рэтчету удается починить аварийный маяк, но вопроса топлива это не решает. Причем проблема не только техническая, но и медицинская, поскольку топливо для корабля - одновременно и топливо для кибертронцев. Спустя два года, когда траектории движения обоих кораблей сходятся вплотную на подлете к Земле, Оптимус обнаруживает неполную команду второго корабля в состоянии Пустых на начальных стадиях. Их можно спасти. Однако Джаз рассказывает, что топлива до Земли у них просто не было, и Рэтчет уговорил их погрузиться в стазис для экономии ресурсов, а сам должен был остаться на мостике, чтобы контролировать автопилот и иметь возможность быстро реагировать в случае какой-нибудь экстренной ситуации. Он также сказал им, что отложил для себя паёк энергона. Поскольку топлива до Земли не хватало даже в таком случае, они надеялись, что корабль Оптимуса сможет засечь их раньше того момента, когда они окончательно выйдут в ноль. Но разве Рэтчет когда-либо полагался на удачу...? Перед погружением в стазис убедив всю команду, что все будет в порядке, и он будет продолжать попытки связаться с соратниками, он оставляет свой паёк для корабля. Чем дает шанс кораблю все-таки добраться до Земли, где шанс обнаружения приближается к ста процентам. И этим же обрекает себя на страшную смерть - или не-смерть, если учитывать выше изложенный хэдканон. Он запирает всю команду в одной каюте, а во второй запирается сам и устанавливает карантинную блокировку, которую не сможет открыть никто, но которую может отменить Оптимус. И медленно истощается, теряя сначала сенсорную сеть, потом память, процессорные мощности, и в итоге - изрядные части корпуса.
Вся жесть происходящего в тексте раскрывается постепенно, догадками. А после - аудиозаписями, которые Рэтчет оставил для Оптимуса на консоли корабля. Казалось бы, typical Ratchet, как говорится. Но изложенный в атмосфере космического ужаса сюжет постепенно вскрывает тебе эту горячую линию самопожертвования в высшей степени, и тебя просто рвет в клочья от эмоционального диссонанса.
Про концепцию и генерацию песниИтак, в попытке переработать захвативший меня эмоциональный шторм я обратилась к музыке. К поющей нейросети, если точнее. И когда это успело стать почти привычным?)) Словом, текст сложился сам собой и, по большей части, он постепенно излагает сюжет, тут нет ничего особенного. Но в процессе я решила, что было бы неплохо использовать звук, который мы "слышим" в процессе чтения рассказа - аудиозаписи, оставленные Рэтчетом. Странная мысль зашла как надо. Жаль, что Суно пока не очень хорошо работает с несколькими голосами в рамках одной песни. Концепция была такова: - первые два куплета - это Джаз, старший из троих отправленных в стазис членов команды второго корабля; - третий куплет и бридж - это Персептор, ученый/медик в команде Оптимуса, который во время встречи кораблей наблюдает за своей командой удаленно; - припевы и outro - это Оптимус, который обследует корабль, находит всю команду, а ближе к концу находит Пустого Рэтчета, для которого уже нет надежды; - а нерифмованные вставки - это Рэтчет, и это прямые цитаты из оригинального текста. Да, орет в конце тоже он.
Благодаря тому, что Суно увеличил объем генерации до четырех минут, теперь можно спокойно пробовать генерить песню за один раз и надеяться, что не придется монтировать. В этом случае я бы попробовала перегенерить бридж, но да боги с ним. От звука хотелось мрачной тяжести, и она получилась с первых же генераций. Но потом я чуть подправила текст, и в новой генерации неожиданно прорезалась острая и выше тоном перкуссия. И у меня прям ощутился заданный автором рассказа ужас опасности и смерти в космосе. Оставляю так, в общем.
Текст тут"...Hello, Optimus. Hopefully you’ll never have to hear this. But, if I’m honest with myself… you will..."
[Verse 1] In deep space there’s a ship, through the void it does glide, Four Autobots crew, with courage as their guide. Striving to reunite with a twin-vessel's glow, Far from Earth’s warm embrace, an accident unfolds slow.
Supplies are lost, communications are down, Our chief is the medic, wears a determined frown. He fixes the beacon, our last hope in the night, But no fuel for the journey, unless sacrifice is right.
[Pre-chorus] You begged Primus to spare you from such hardest decisions, But you've carried it’s weight, with unwavering precision.
[Verse 2] The beacon shines bright in the darkness of space, Calculations are clear, there's not enough for the race. That’s medic's last order: the crew goes into stasis, He remains on the bridge, facing fate's harsh embraces.
He told us energon low, but autopilot set right, He told us we'll hold out 'til comrades come, through the night. Salvation will come, in the stars' distant shine, He told us he took his energon share, and he'll be fine.
"...But the ship won’t make it if I fuel myself... And if they do not make it to Earth... they won’t survive".
[Chorus] You begged Primus to spare you from such hardest decisions, But you've carried it’s weight, with unwavering precision.
[Verse 3] The spaceship approached Earth, met by its twin, But silence fills the halls, no voices within. The crew is exhausted, their energon drained, Almost dead from hunger, their strength barely maintained.
[Bridge] What about their chief? He gave his energon to the ship, To grant his crew a chance, with a final, noble grip.
When rescuers arrived, to the echoes of pain, They faced the husk of a hero, no longer the same.
In their sparks, they knew, what he gave for their flight, The medic; the martyr, who fell to save lives.
"...I NEED IT! LET ME OUT, LET ME OUT! I KNOW THEY HAVE IT!! LET ME OUT, I NEED IT, LET ME OUT!!!"
[Outro] You begged Primus to spare you from such hardest decisions, But you've carried it’s weight, with unwavering precision. Other Autobots' lives have always hung by your thread, You saved your crew now, but at what cost to your stead? (You saved your crew now, but at what cost to your stead?)
"...Let me out… I need it! I know they have it… I need it! Let me out, let me out!"
За 13 лет за рулем это мое первое официальное ДТП. Да и в целом ДТП; всякие коцки об ворота гаража в первые годы - не в счет. Когда-то это должно было случиться.
Догнали в задницу на ТТК. На малой скорости; тянулись в пробке, водитель сзади зафтыкал. На самом деле, стой мы на месте и держи я тормоза, возможно, повреждения были бы куда хлеще. Но удар был сильный, и я еще и догнала мордой впередиидущий грузовик. Который этого даже не заметил; да и я не заметила - очень уж второй удар был плавный, а меня после первого вжало в кресло. Спасибо, что на такой низкой скорости не бахнули подушки, вот это реально была бы катастрофа в плане ремонта.
Повреждения на фото, да и вживую, выглядят не очень страшно, но я уже прикидываю, сколько с ними будет геморроя, и - аааааа... Задний бампер точно под замену, как и датчики парктроника (правые два в ауте). Дверь багажника либо как-то вытягивать, либо под замену. Замок, вроде, закрывается, но то ли его немного повело, то ли датчики косят, в БК он постоянно светится как открытый. Спереди выбито крепление правой фары; бампер дал некислый такой люфт во время удара, но радиатор цел, да и "телевизор", вроде, тоже. Решетке радиатора ваще пофиг. Фары в принципе обе уехали, так что левую тоже надо смотреть; верхнее крепление у нее ок, насчет нижнего хз.
Повезло, что виновник отпираться не стал, да и в целом вел себя спокойно. Хотя признался, что у него это тоже первая авария. Будь у него еще машинка пониже, обошлись бы разбитыми бамперами, наверное. Разъехались по европротоколу, потому что оба оказались с суток (лол) и прикинули, что в самой гуще длиннющей пробки ГАИ мы будем ждать часа четыре, если не больше. Страховка у всех есть, человеки целы, а броню подлатаем.
Минувшая неделя - это просто какой-то нейросетевой дурдом.)
albinadiamond просто хотела показать нашему дискорд-серверу смешную песню про пельмени, которую нагенерила одна "поющая" нейросеть. Песня была и впрямь забавная. Но потом что-то пошло не так...
Я соорудила на пробу пару генераций. Изначально по принципу "AI, напиши мне песню в таком-то жанре про то и про это". По такому вольному запросу нейросеть формировала и небольшой текст, и музыку, и собственно поющий голос. Генерация текстов, честно говоря, меня совершенно покорила. Нейросеть трепетно собирала по своим базам данных все понятия по заданной теме и лихо рифмовала, не теряя основного смысла запроса. Это было занятно, но хотелось от нее большей точности.
читать дальшеОдной из моих "вольных" генераций была композиция в тематике "Лиги Защиты", которой нейросеть внезапно придала бодрое такое звучание старого доброго рока. Этот звук и темп, на самом деле, отлично подходили атмосфере романа. Я скинула ее Kerze. Что из этого вышло, Настя подробно описала у себя - вот туть. В итоге ей удалось из начальной генерации соорудить целый гимн, который звучит так, что у меня актуализировались веймарские флэшбеки. И это, надо сказать, просто офигенно!)) Пока Настя кромсала генерации, мы поделились друг с другом идеями и парой полезных лайфхаков по работе с "поющей" нейросетью. И я, вдохновившись новой информацией, отправилась экспериментировать дальше.
Поскольку я все еще брожу по дебрям трансформерского фандома и продолжаю пару произведений там же, но с момента очередного входа прошло уже почти полгода, собранные плейлисты стали потихоньку угасать. Нужно было актуализировать музыкальный напых. У меня валялась пара генераций по свободному запросу в тематику нынешней писанины; тоже про медиков - потому что, почему бы, блин, и да?)) Я покромсала те тексты, что были, дополнила новыми строфами, новой механикой сделала две генерации с музыкой и свела их воедино через все тот же аудасити. Получилось в итоге вот такое...)
Healing Sparks - текст In the darkest hour, when hope seems gone, A flicker of light, a glimmer in the shadows. In the face of tyranny, we'll never back down, Transforming the world, 'til the darkness is gone. In a world of metal and fire, they going-on…
Steel and healing hands, the power to mend — A fighter on the front lines, 'til the very end. Autobot medics, saving lives and souls, In the chaos of battle, their love for life unfolds.
In the darkness, when hope is fleeting, A bright light shines through, the savior we're needing: With their sparks of empathy and might, With their hands of mercy, they fight, Guiding us through the darkest night.
Steel and healing hands, the power to mend — A fighter on the front lines, 'til the very end. Autobot medics, saving lives and souls, In the chaos of battle, their sparks for life unfolds.
They've seen it all, the pain and the sorrow, But they never back down, giving hope for a better tomorrow, With each touch, they bring us back to life — Autobot medics, our guardian in the darkest strife.
Autobot medics, saving lives and souls, In the chaos of battle, their sparks for life unfolds.
Напых сработал как надо. Я упоролась и в тот же день, что закончила работу с этой композицией, фиганула огромный отрывок текста. Преодолев сложный эпизод, с которым возилась несколько недель.
И все бы ничего... но вечером того же дня, когда я, с трудом догоняя пальцами на клавиатуре собственные мысли, спешно фиксировала текст для "Парадигмы", мне написал Тайбер. Ему я тоже скинула "Healing Sparks", как увлеченному читателю "Парадигмы". Он заценил и больше в порядке шутки бросил: "Я теперь тоже хочу погенерить всякое, на тему ARK. Айда напишем оду Элементу?))" Он также отправил мне пробную генерацию; там музыка была в жанре dark heavy rock, и эти мрачные сочные ритмы настолько отчетливо создали у меня в голове атмосферу, что я тут же переключилась размышлять, что и как тут можно сделать. Это было начало конца...) На следующее утро, часов с 8-9 я села кромсать текст изначальной генерации и, честно говоря, от него осталось немного.) Мне понравились музыкальные метафоры в изначальной версии, и я старалась их сохранить, конкретизируя все остальное. К часу дня я вынырнула из этого увлекательного занятия, закончив текст, а заодно сообразив, что так и не позавтракала...)) Вдвоем с Тайбером нагенерили музыки и голосов на полную песню - как и в прошлые разы, несколькими отрывками, свели воедино. Потом было почти привычное дело: выдернуть Ангела для небольших съемок на Аберрации, поснимать сэра Эдмунда и биомы, смонтировать, добавить текст. Альбина накидала поверх видео небольших бликов и соорудила поистине бомбическую обложку. Судя по комментариям, подписчики нашего канала выпали знатно...)
Еще оказалось, что нейросеть неплохо справляется и с русскоязычными текстами. Не без косяков, но все-таки. Я скормила ей то и это, но лучше всего зашло Настино же "Персонажу".) Звучит немного странно и иногда ошибается в произношении. Но мне прям зашло это надрывное роковое исполнение - в формате баллады он звучал намного хуже.) Персонажу -
В общем, это какая-то лють. Но хуже всего то, что теперь Тайбер думает, что было бы неплохо для каждого из персонажей ARK соорудить по песне (и собрать в мюзикл, ага ), а я - как бы конкретизировать в том же ключе нашу ролевую.)) Праймусе, когда ж меня отпустит...
...— И что они обсуждают так долго? План же элементарный, — обычно спокойный голос прозвучал с лёгким раздражением, но стоящие вокруг большей частью не отреагировали — вопрос был воспринят как риторический. — Phfia sel ma, — пожал плечами южанин, — это для нас он элементарный. Мы успели всё обдумать и осознать, насколько это удобное решение. Удобное для всех сторон. читать дальше— Это верно, — примирительно вставил альтериец. — Нужно просто дать им немного времени. Шумно вздохнув, Манфред махнул рукой и уселся, привалившись спиной к стволу дерева. От напряжённого бдения уже затекли ноги и заболели вечно прищуренные глаза. — Разбудите, когда они на перекус соберутся, — проворчал он, смеживая веки. Наблюдать за происходящим с этой позиции и впрямь становилось неудобно. Время близилось к полудню, солнце вскарабкалось над верхушками деревьев. По-осеннему яркие, но уже почти не дающие тепла лучи били веймарской делегации в глаза. Люди щурились на свет, устало потирали ладонями лица, но многие оставались на ногах и не отрывали напряжённых взглядов от маленького навеса в центре поляны. Переговорщики разыскали в глубине разорённого Веймара прекрасное место. Длинная прогалина, вьющаяся между холмов, начало своё брала на уютной просторной опушке леса. Вероятно, прогалина прежде была руслом реки, проложившей водную дорогу через холмы на юг, но уже много веков, как река иссякла. В её прежнем истоке, там, где ютился родник, давший ей начало, и расположились теперь делегации. В этом был свой символизм, который так любили саргонцы и скольтийцы, и именно их голоса окончательно утвердили место проведения встречи.
Пятеро за столом, что укрывало белоснежное полотнище, не обращали внимания ни на яркий свет, ни на прохладный ветер, ни на прожигающие им спины взгляды наблюдателей. Начавшиеся с рассветом переговоры были в самом разгаре, но обсудить следовало ещё многое. Диалог развивался динамично, то и дело кто-нибудь из лидеров подрывался с места и раздражённо проходился вокруг стола. Повышали ли они друг на друга голоса, было не различить, но атмосфера явно оставалась напряжённой. — Н-да, это явно надолго, — устало зевнул Фрэнк, скрещивая руки на груди. — С ними надо было послать кого-нибудь, чтоб за временем следил. Может, пока кофейку сварим, Фейсал? …Фейсал? А где…? — Твой сенсей пока немного занят, общается со вселенной, — Бьорн ухмыльнулся и указал патологу куда-то назад. — Через полчасика попробуй ещё раз. Выглянув из-за дерева, Фрэнк понимающе хмыкнул в ответ. Саргонец, оказывается, вернулся к их пикапу, уселся в кузове и, переплетя наново косички у висков, погрузился в медитацию. В стоявшей рядом «скорой», не отвлекаясь на голоса товарищей, было бы, конечно, удобней, но в пикапе хоть немного пригревало солнце. — У каждого свой способ борьбы со стрессом, — Манфред, рядом с которым они стояли, приоткрыл глаза и кивнул на Ленору — та с удобством устроилась на ящиках с продовольствием, закуталась в плед и углубилась в чтение. — Одобряем, — мягко согласился патолог с обоими вариантами, возвращаясь к прежней позе. — Но кофе всё равно пока не дождётесь, — с улыбкой поддел Арн, как раз проходивший мимо с пледом в руках. — Осуждаем! — немедленно состроил шутливое негодование Фрэнк; двое его собеседников с трудом подавили улыбки.
Терапевт возобновил путь, но, пройдя ещё немного, снова задержал шаги. Альтериец стоял к нему боком, отвернувшись от центра поляны, и напряжённо тёр переносицу и скулу вокруг повязки. — Болит? — тихо посочувствовал Арн, останавливаясь. — Не то чтобы… это просто ранний подъём и яркий свет, — вздрогнув, Камил обернулся к нему; терапевт, как назло, зашёл с левой стороны. — Надо бы осмотреть… Альтериец бросил взгляд на белый кузов «скорой», который будто светился в тени перелеска. Он к этой машине теперь испытывал невероятно противоречивые чувства. Она спасла жизни ему и его спутникам, бежавшим с фронта, и многочасовой путь за рулём дался Камилу невероятно легко. Сказал бы — в удовольствие, если бы не обстоятельства побега. Однако в тот момент, когда их группа добралась до столицы, «скорую» атаковали механоиды. И если лобовое стекло, представлявшее собой узкую прорезь в броне, выдержало первые удары, то боковые не отличались подобной прочностью. Бронепласт разлетелся в мелкие осколки. Альтериец, бывший в тот момент за рулём, ещё три десятка миль, истекая кровью, спасал машину и экипаж от преследовавших их роботов. Масштабы ранения прояснились сильно позже. Утопийцы, изучившие фронт работ, пришли к тем же выводам, что и медики веймарцев — восстанавливать пострадавший глаз не имело смысла. Да и операция представлялась куда более рискованной, чем они могли себе позволить. — Пожалуй, ты прав, — Камил вздохнул, снова коснулся переносицы и, с признательностью тронув Арна за плечо, направился к машинам. — Терри там? — На пассажирском спит, — откликнулся терапевт, поудобней перехватив свою ношу.
Солнце почему-то припекало макушку, но совершенно не грело весь остальной организм. С тяжёлым вздохом подняв воротник кителя, Конрадайн подтянула к себе колени, установив каблуки берцев на краю деревянного ящика, что послужил ей сиденьем. Прищурившись, в очередной раз окинула взглядом открытое пространство. В отличие от большинства наблюдателей, её внимание было приковано не столько к белому шатру, где велись собственно переговоры, сколько к четырём другим группам, разбросанным вокруг. Делегации гостей расположились, как и сами веймарцы, небольшими ставками в укрытии деревьев. Тут и там неспешно перемещались человеческие фигуры, то и дело ветер доносил обрывки голосов, напряженный смех. А со стороны саргонской ставки долетел явственный запах дыма; то ли южане сильнее мёрзли, то ли уже проголодались. Предполагая, что переговоры затянутся на несколько дней, Конрадайн могла легко представить, что тут будет твориться спустя сутки. Если лидеры справятся со своей трудной задачей и к вечеру достигнут хоть какого-то прогресса, ставки сдвинутся поближе; люди будут перемещаться между ними, обмениваться новостями и мыслями, надеяться на национальное угощение у соседей и сами будут потчевать гостей своим. Было слишком оптимистично полагать, что так и будет, но погода радовала, а ситуация пока развивалась вполне мирно… — Подвинешься немного? — вырвал её из размышлений мягкий голос. — Я думала, ты там заснул уже, — психолог, слабо улыбнувшись, подвинулась и освободила местечко для терапевта. — Терри меня опередил, — улыбнулся в ответ Арн, присаживаясь. — Дрыхнет в «скорой». — А пикап? — Там сеанс медитации. Придвинувшись вплотную, терапевт накрыл их обоих пледом, и Конрадайн, мгновенно оценив тепло, крепко обняла его под шерстяной тканью. Арн улыбнулся, устремляя внимательный взгляд на белый навес в центре поляны. — Как у них там…? — Сложно сказать, — протянула она, глянув в ту же сторону. — По крайней мере, прошло уже почти пять часов, а они ещё не устроили драку. Как по мне, это уже хороший знак. Терапевт негромко рассмеялся в ответ, но тут же посерьёзнел и заметил: — Мне кажется, Макса пытаются раздавить морально. — Разумеется, — Конрадайн пожала плечами. — И он прекрасно понимал, что так и будет. Но Максимилиан проделал огромный путь и добился многих успехов. Сейчас он достаточно силён и заряжен фактическими данными, чтобы противостоять любым нападкам. Даже таким серьёзным. Ко всему прочему, не забывай, он неплохой оратор и много лет успешно справлялся с упрямыми баранами в правительстве. — Звучит весьма обнадёживающе… — Да, это так. Но работы предстоит… ещё… Она не договорила, потому что в реплику снова вонзился звук, от которого Конрадайн отвлеклась с приходом терапевта. В пяти шагах от них, ближе всех к открытому пространству, спиной к соратникам, недвижно замер хирург; расправивший плечи, собранный и напружиненный. Он сосредоточенно наблюдал за переговорщиками, заложив руки за спину, крепко ухватив левой рукой запястье правой, укрытой рукавом кителя. И в неосознанном напряжении щёлкал пальцами. Конрадайн с четверть часа уже боролась с искушением кинуть чем-нибудь в Артура, но сдерживалась. Ибо титановые пальцы хирурга издавали не привычный щелчок, а пронзительный шелест и короткий скрежет, от сочетания которых буквально сводило скулы. — Ну, ладно…
Неохотно выбравшись из-под пледа, психолог подступила к хирургу со спины и аккуратно постучала двумя пальцами по его плечу: — Земля вызывает Арти, приём... Если ты немедленно не прекратишь это делать, я тебе врежу. И полагаю, не только я. Вздрогнув от неожиданного прикосновения, хирург расцепил руки, обернулся и растерянно воззрился на Конрадайн. — Делать что? — Щёлкать пальцами, — объяснил с усмешкой Арн, оставшийся на своём месте. — Или давай хотя бы другой рукой, это же просто акустический садизм какой-то. Артур растерянно глянул на свои ладони и запоздало сообразил, в чём дело. — Простите, я просто… задумался. — Как и все мы, — Конрадайн ободряюще подхватила его под локоть; пальцы легко смяли полупустой рукав и сомкнулись на металлическом остове. — Я рада, что твоя новая рука так здорово слушается даже неосознанных движений. Но, откровенно говоря, просто жду не дождусь, когда Деметрий доведёт свою работу до конца. — Я тоже, — слабо улыбнулся хирург в ответ, накрывая ладонью её пальцы. — Постараюсь больше так не делать, обещаю. Она понимающе кивнула и вернулась на своё место. Но стоило ей закутаться как следует и приникнуть к теплому плечу терапевта, как откуда-то из-за спины донёсся ненавистный звук. Шелестяще-скрежещущий щелчок, разве что в три раза громче. Под стать габаритам ладони, его издавшей.
— Ратхтар! — закипая, взвыла Конрадайн и обернулась. — И ты туда же? — Приношу свои извинения, капитан. Я хотел понять, что такого особенного в этом жесте. Механоид сидел на корточках возле машин, мерцая в тени алыми огоньками оптики. Поняв, что невольно привлёк внимание соратников, он поднялся, опершись для устойчивости на кузов «скорой». Машина просела под нажатием, жалобно застонали рессоры и пружины. Виновник тут же получил в свой адрес весьма нелестную характеристику на саргонском от Терри: анестезиолог в этот момент как раз занимался повязкой Камила. Выждав мгновение, когда негодование южанина иссякнет, Ратхтар принёс ему извинения и направился ближе к наблюдателям. Его шаги выдавала лёгкая вибрация почвы, шелестели сервоприводы, чуть слышно гудели двигатели. Веймарская делегация к этому всему уже привыкла, так что большинство участников даже не проводили механоида взглядом. — Зачем ты это делал, доктор? — негромко спросил он у Артура, замерев рядом с ним. Хирург пожал плечами, мгновение поразмыслил и, задрав голову, чтобы посмотреть на собеседника, ответил: — Обычно это происходит неосознанно. Это входит в общую схему жестикуляции и чаще всего является отражением эмоций. Помолчав, Ратхтар окинул внимательным взглядом человека перед ним и опустился на одно колено, чтобы сравняться ростом. Он уже знал, что людям неудобно разговаривать, запрокинув голову. Пластины брони у его бедра сместились, защищая коленное сочленение от попадания грязи. — Твой уровень стресса высок, — ровным тоном заключил он. — Это так, — вздохнул Артур, снова поворачиваясь к центру прогалины, где спорили пятеро лидеров. — Я беспокоюсь за ход переговоров. Механоид промолчал, но посмотрел в ту же сторону. Оптика его с шелестом сфокусировалась, приближая изображение лидеров. — Их диалог конструктивен, — заключил он пару минут спустя. — Ты и слышать их можешь? — оживился хирург. — Что говорят? — Вырванные из контекста реплики не передадут сути, — Ратхтар отрицательно качнул головой, — а твой уровень стресса могут повысить. Мне не стоит транслировать происходящее там. С невероятным трудом удержав при себе раздражённый комментарий на этот счёт, Артур опёрся металлической ладонью о щитки брони на плече механоида. Пару минут они стояли молча, погружённые в наблюдение за происходящим. Пока в корпусе Ратхтара не усилился шум вентиляции, и он не выговорил совсем тихо, насколько позволял голосовой модуль: — Артур, — крайне редко он позволял себе окликать собеседника по имени, и хирург сразу насторожился. — Как думаешь… они позволят мне остаться? — Разумеется, — сразу отозвался Артур. — Твоё функционирование — вообще не предмет обсуждения. — Ты ведь понимаешь, что они могут потребовать избавиться от потенциальной угрозы. Хирург хмыкнул, метнув взгляд к белому навесу и вернув его обратно к своему механическому собеседнику. — Могут. Но у нас десять сотен свидетелей того, что твоя помощь была неоценима. Ты — полноценный член команды. Так что не нагревай себе процессор — ты под нашей защитой. И останешься с нами, если, конечно, сам не решишь иное. Обрабатывая эту информацию, механоид промолчал; потом как-то странно шевельнул плечами и сказал: — Благодарю, доктор. — Надо только будет раздобыть тебе топливо получше, — расслабившись, заметил Артур. — Бурбон твоим двигателям не на пользу… Ратхтар на миг усилил вентиляцию, пластинки брони на плечах тихо лязгнули, приподнимаясь и возвращаясь на место. — Зато в удовольствие, — бесстрастно отозвался он. Первой хохотнула Конрадайн, против воли прислушивавшаяся к их разговору. Хирург не сдержался следом. Ратхтар, конечно, смеяться не стал, у него такой функционал отсутствовал. Однако он поднял и протянул Артуру сомкнутый кулак. — Ты быстро учишься, — улыбнулся хирург, тоже сжимая металлические пальцы в кулак и стукая в ответ.
Да-да, вы, те, кто с самой весны - "все не так однозначно", "мы не можем знать всего", "ну, кое-что разумное тут есть"... Как оно?
Вы дождались, чтобы вас коснулось напрямую. Вместо того, чтобы с самого начала быть человеком, когда вам твердили об этом окружающие. А до многих допрет окончательно только к марту грядущего года - когда дата станет круглой, и придет момент собирать камни и считать потери. Потери и военные, и моральные.
Но человек - тварь странная. На чужих ошибках учится редко.
Весна стала водоразделом, множество людей разлетелись по разным рукавам реки по имени Жизнь.
Но вам, тем, кто "все не так однозначно", мое сочувствие пополам с презрением. Недаром у нас есть поговорка про жареного петуха. Вот теперь чешите клюнутую ж#пу и много думайте - о себе, об окружающих и о мире.
А меня... меня, конечно, тоже клюнули последние события, но я хотя бы понимаю, почему это происходит. У меня было время это понять - с самой весны.