И снова, в третий уже раз, Суна и озера... Как удержаться от этого маршрута, я просто не знаю.)
тут что-то вроде отчета с фоткамиДорога
Но в этом году с самого начала все пошло как-то не по плану. Начать с нашего общего решения ехать до базы под Петрозаводском не поездом, а на своих четырех колесах. Без малого 1000 км пути, почти 10000 руб. на бензин, 16 часов рулежки...) Это было эпично. Очень устали, но автомобильный вариант путешествия имеет массу преимуществ: например, мы могли останавливаться, где хотим, захотели - поели, захотели - остановились в Старой Ладоге замок посмотрели. Хотя уснуть было невозможно (знаю, Аня на галерке отлично спала, но мне так и не удалось подремать - то рулю, то навигатор).
База
На базе вывалились практически в обнимашки Максу, с которым в 2016 году ходили на Пистайоки. Вообще, на базу приехали как к себе домой - да и неудивительно; все лица знакомые, отношение дружеское.)
Переночевали в палатке, ибо домик был занят группой, которая как раз выбросилась с другого маршрута. Выяснили, что, где, сколько народа с нами, нашли инструктора, обговорили завтрашний выезд, переложили шмотки в гермы (в багажнике они лежали даже не в рюкзаках, а в икеевских сумках).
Единственный косяк вышел в этом году с продуктами. Мы это, правда, обнаружили уже вечером первого дня, в восьми километрах от стапеля, так что...)) Например, нас каким-то образом обошли сливочным маслом. Нет, готовить и есть вполне можно, но с маслом было бы веселее.) Ну, и тушенка в этом году какая-то паленая - мой любимый "Совок" закупать перестали, бида.
Легор
Вторым моментом, из-за которого поход пошел не по плану, было мое решение идти на КНБ. Нет, Легор действительно прекрасен. Очень быстро собирается-разбирается (буквально 15-20 минут), легкий, ходкий, хорошо стоит на воде, при должном опыте на нем можно спокойно ходить по продольной волне (я проверил, если что))). Он отлично слушается весла в порогах и отзывчив на ровной воде, отлично держится на курсе. Конструкция простая и довольно надежная; единственное, что в ней вызывает сомнения - это кильсон, но и он выдержал испытание Нурмисом. Сиденье удобное, а юбка на липучке меня просто покорила.
Выявил единственный недостаток, который одновременно и преимущество - легкость каяка. Да, он отлично набирает скорость: чтобы догнать народ на пластиковых Robson Calipso с расстояния 15-20 метров, мне нужно было сделать 6 гребков. О_о В чем недостаток, спросите вы? В том же: при загрузке в чуть менее 100 кг (включая вес самого каяка, вещей и меня) сильным ветром (около 6м/с) его просто сдувает к ядрене-фене. Озеро Сухое в конце маршрута было настоящим испытанием в этом плане; я угребся против ветра уже через час.
Конечно, Легор создавался для ровной воды (озер и спокойных рек), но в порогах показал себя отлично. Суну мы прошли безошибочно, в большие бочки не лазили, конечно, но провести каяк по краю струи в обход бочек удавалось идеально.
Чуть ранее, на Нурмисе, попалась одна зубастая шивера, проблем на которой огребла вся группа. Сначала застряли инструктора, в них впилились Оля с Ваней, в них - Федюха с Анько, а уже в них бортом влетели мы с Легором. Все снялись, пошли дальше. Федюха с Анько через десяток метров впилились снова, встали боком и почти загородили струю. Обходя их, я врубился плечом в корму их байдарки, каяк повело в ту же сторону, развернуло; я попытался удержать его веслом, но подвело ушибленное плечо, и меня подмыло прямо в борт. Оверкиль! Впервые в моей водно-походной практике. Весло не ушло, каяк я поймал, чуть ниже по течению встал на ноги и перевернулся.
В общем, после этих приключений выяснилось, что я изодрал шкурку. И тут обнаружилось еще одно достоинство Легора: если не пробиты баллоны, но каяк набирает воду, то он не пойдет ко дну. Набирает воду по уровень нижнего баллона и стоит как ни в чем не бывало.) Тяжелый становится, конечно, но стоит.
Потом мы пытались сначала его заклеить армированным скотчем, но после первого ходового дня стало ясно, что нужно шить и клеить заплаты. Что мы и сделали. Последние два дня шли уже абсолютно нормально - заплатки встали хорошо.)
Группа и маршрут
Группа собралась просто мимими.) Во-первых, всего семь человек - включая инструктора. Двое новичков были впервые на сплаве. И все мы, удивительное дело, совпали психологически - воробушки-социофобушки. Друг другу не надоедали лишним общением, спали вволю, а быт на маршруте наладили довольно гармонично.
В принципе, у Экотурсервиса есть график каждой экспедиции, но водные походы по факту таковы, что маршрут может меняться совершенно спонтанно - в зависимости от погодных условий, физического и морального состояния участников и еще множества факторов. В этот раз мы сразу со стапеля дали здоровый переход до Сяпчозера, это примерно 14 км. Для первого дня это не кисло так, я вам доложу.) На самом деле, мы пытались выгадать две дневки вместо одной, но не сложилось все равно.)
Маршрут - старый знакомый, приятно было вновь по нему пройти, хотя сложных переходов было достаточно. Погода в этот раз побаловала: лишь в один день побрызгал дождь, а все остальное время - лишь солнце, либо облачность.
Суна и озера такой маршрут - вроде, самый простой, но он всегда выдается до крайности интересным. В 2009 он был первым у нас, в 2015 была отличная группа новичков и чумовые смены погоды. В этом году... ну, исключая мои эксперименты с Легором (и прилагающийся к ним адреналин от порогов на Суне) - он выдался довольно ровным. Без конфликтов в группе, без раздражения, без лишнего геморроя. Да, мы сломали и утопили просто кучу снаряги (включая Анину палатку и мою зеркалку), но в плане атмосферы на маршруте - разительный контраст с прошлогодней Норвегией. А все неполадки легко решались совместными усилиями.